«Ну что, он не понимает что ли?»

Поделиться в соцсетях

Родители часто спрашивают: «Ну что он, не понимает что ли, что туда нельзя лезть, что там опасно? А он лезет и лезет, как будто назло».

Да, ребенок не понимает. Мозг у него еще не сформировался.

Ребенок не знает, что если дергать за этот провод, то со стола свалится лампа. Он не понимает, что если потянуть за край скатерти, то на него свалится все, что стоит на столе.

Он может понять только путем демонстрации или на своем опыте.

Задача родителей – сделать территорию, где находится ребенок максимально безопасной.

Да, одного объяснения недостаточно. Надо продолжать объяснять снова и снова и ставить границы.

Но тут тоже нужно не переборщить.

Важно найти баланс в количестве запретов.

Когда лазить нельзя в один шкаф – это одно. А вот когда лазить нельзя во все шкафы и ящики – это другое.

Или когда ребенку можно практически все. Что тогда? Тогда он будет стараться найти границы. Потому что когда много свободы у ребенка, много ответственности – это вызывает у него тревогу.

С помощью ненавистных вам истерик и агрессии ребенок как раз может искать границы. Т.е. ребенок подает вам сигнал о помощи: «Мама, мне не справиться с такой ответственностью! Я не знаю, что делать! Покажи мне, что можно и что нельзя».

Почему ребенок доводит вас до бешенства? Он проверяет, все ли нормально с границами, не пропали ли они ненароком.

Так сколько же должно быть запретов?

Запреты должны быть разные – и жесткие и гибкие. Потому что когда вы на все говорите «нельзя», то вы обесцениваете это слово.

Ребенку кажется, что все одинаково: нельзя трогать нож и нельзя бросать вилку, нельзя прыгать с дивана и нельзя прыгать со стола… Он думает, что в любом случае никаких последствий не будет.

Количество запретов напрямую зависит от возраста ребенка. Чем старше ребенок, тем меньше должно быть «нельзя», постепенно передавать ему ответственность.

Также с возрастом ребенка запреты должны меняться.

«Нельзя выходить на дорогу без мамы» — такой запрет будет логичным для маленького ребенка, но нелогичным для подростка.

Тема границ и запретов — не такая простая, как кажется на первый взгляд.

Многие мамы обращаются за консультацией именно по этим вопросам.

Ведь важно не только правильно определить границы, но еще и суметь удержать их. Важно не просто придумать ребенку запреты, а разделить их на жесткие и гибкие, суметь объяснить ребенку, почему так.

А также суметь «нет» и «нельзя» превратить в «да» на словах, чтобы избежать бурю протеста со стороны ребенка.

Ирина Базан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *