Уверена на все 100, что вы хотите быть авторитетом для своих детей.
Но авторитет бывает разный.
Есть авторитет понимания, а есть авторитет силы.
Когда вы требуете безоговорочного послушания, железной дисциплины, жестко наказываете, когда ребенок провинился, не объясняете свои правила и запреты, то вы ставите во главу угла воспитания авторитет силы.
Что получается в результате такого воспитания?
Послушные и управляемые дети, но совершенно безынициативные. Потому что они привыкли только исполнять.
Какими станут такие дети, когда вырастут?
«Ведомыми», тревожными, мнительными, зависимыми от оценок и мнения других людей.
Что же делать? Получается, что авторитет не нужен?
Нужен. Но авторитет понимания.
Как его добиться?
1. Воспитание своим примером, а не словами.
Я уже много раз говорила, что ребенок повторяет ваши действия, а не слушает то, что вы говорите, и потом следует вашей инструкции.
Если вы хотите, чтобы ребенок уважал старших, сами уважайте старшее поколение. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос щедрым, будьте сами щедры к окружающим людям. И т.д.
2. Единство требований.
В семье и мама и папа должны требовать от ребенка одинаково. Должны быть одинаковые запреты и правила.
А не так, что папа разрешает есть конфеты перед ужином, а мама запрещает.
3. Объясняйте свои запреты, правила и решения.
Когда ребенок понимает ваши запреты и правила, ему гораздо легче следовать им.
А также он будет чувствовать, что к нему относятся с уважением, что правила и запреты – это не ваши прихоти, а взвешенные решения, которые вы принимаете во благо ему.
4. Не стремитесь быть ребенку другом.
У меня был пост на эту тему, где я подробно рассказывала, почему так не должно быть.
Ребенку нужны родили, а не друзья. Друзья у него и так есть.
У вас с ребенком разные обязательства и разная ответственность.
Вы должны быть для ребенка ориентиром, а не равным.
5. Не угрожайте.
Если ребенок нарушает правила и запреты, предупредите его, что он переходит границу. Он будет знать, на что идет, когда продолжает упрямиться и делать свое.
Если ребенок действительно бросил вам вызов и пытается проверить границы дозволенного, просто сделайте то, что вы обещали.
Например: «Если ты не перестанешь баловаться за столом, не получишь десерт».
Ребенок не успокоился и продолжил баловаться – не давайте ему десерт после обеда, как предупреждали.
Тогда ребенок быстро поймет, что ваши слова не расходятся с делом, и вы свои слова приводите в действие.
Ирина Базан
А вы являетесь для ребенка авторитетом? Какого авторитета вы добиваетесь – авторитета силы или авторитета понимания?