Врожденные рефлексы новорожденного

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни одной сложившейся формы поведения.

К моменту рождения у ребенка нет ни одного сформированного поведенческого акта. Всё складывается при жизни.

Наблюдая за новорожденным, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Правда у ребенка есть врожденные рефлексы.

Врожденные рефлексы – это специфическая ответная реакция малыша на определенный внешний раздражитель.

Они необходимы ребенку для выживания во внешнем мире и помогают приспособиться к жизни в окружающем его мире.

В период новорожденности у малыша развиты только безусловные рефлексы (которые заложены с рождения). Постепенно некоторые из них исчезают к 3-4-м месяцам, уступая место условным. Условные рефлексы приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Рефлексы у здорового ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева.

Например,  когда ребенок одинаково хорошо захватывает игрушку или пальцы взрослого обеими руками. Если он хорошо захватывает игрушку одной рукой, а другой этого не делает, то говорят об асимметрии рефлексов. Здесь требуется консультация врача педиатра.

Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния нервной системы.

Методика исследования наиболее известных рефлексов.

 Дыхательный рефлекс (сразу после рождения раскрываются легкие малыша, и он делает первый самостоятельный вдох).

Сосательный рефлекс (если ребенку вложить в рот сосок, палец или соску, он начинает ритмично сосать).

Глотательный рефлекс (на всю жизнь).

Плавательный рефлекс — ребенок совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот. Рефлекс выражен до 3-4-х месяцев.

Рефлекс задержки дыхания — при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути. Угасает после 3-го месяца.

Рефлекс отдергивания — этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Защитный рефлекс — если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. (Этот рефлекс выражен с первых часов жизни).

Верхний хватательный рефлекс Янишевского — при прикосновении к внутренней поверхности ладони новорожденного рука его обхватывает предмет, который касается ладони.

Рефлекс затухает к 3-4-м месяцам. В дальнейшем на базе этого хватательного рефлекса формируется произвольное захватывание предметов.

Причины снижения хватательного рефлекса:
— асфиксия
— поражение шейного отдела спинного мозга
— парезы рук ( при поражении двигательных центров спинного и/или головного мозга)

Если этот рефлекс сохраняется после 4-5 месяцев, это свидетельствует о поражении нервной системы.

Рефлекс подвешивания Робинсона — ребенок может, ухватившись руками за пальцы взрослого, висеть, удерживая вес своего тела!

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) – если надавить большим пальцем на подошву у основания 2 и 3-го пальцев стопы, ребенок сгибает пальцы ноги (прижимает пальцы к стопе).

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев. Отсутствие этого рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных — если ребенка держать вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах.

Если его поставить на опору, ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных).

Поисковый (искательный) рефлекс (Куссмауля) — при поглаживании в области угла рта ребенок опускает губы и поворачивает голову в сторону раздражителя.

Если надавить на середину верхней губы, ребенок открывает рот и разгибает голову. Этот рефлекс хорошо выражен за 30 мин. до кормления. Рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает.

Рефлекс Галанта — если провести пальцем вдоль позвоночника примерно на уровне лопаток, ребенок дугообразно выгибается всем телом, иногда разгибается и отводится нога. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни до 3-4 месяцев.

Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при атом приставить ладонь к подошвам ребенка — движения усиливаются.

Рефлекс становится выраженным с 3-4-го дня жизни до 4 месяцев, затем он угасает.

Хоботковый рефлекс — быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) — при надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к возвышенности большого пальца, ребенок открывает рот и сгибает голову. После 2-х мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Рефлекс Моро — симметричное разведение рук и сведение их — вызывается различными приемами (ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки; приподниманием разогнутых ног и таза над постелью; внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей).

Рефлекс выражен сразу после рождения, угасает после 4-5 месяцев.
Если рефлекс задерживается у ребенка надолго, это свидетельствует о поражении ЦНС.

Пяточный рефлекс Аршавского — если надавить на пяточную кость, то ребенок начинает кричать (плакать). Отсутствие этого рефлекса или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

Рефлекс Переса – если ребенку лежащему на животе, провести пальцем по позвоночнику — от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он сгибает руки и ноги, поднимает головку, выгибает спинку, иногда начинает кричать.

Рефлекс наблюдается до 3-4 мес. Если рефлекс сохраняется дольше, это является патологическим признаком.

_____________________________________

Наличие безусловных рефлексов свидетельствуют о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

При этом существует тесная связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из простейших рефлексов.

Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и поведенческим комплексам.

Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций — зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале), первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Ирина Базан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *