Диагностика двигательной сферы детей от 1 до 3 лет

Маленький ребенок находится в постоянном движении. Активность необходима ему для совершенствования двигательных навыков, а также для того, чтобы как можно больше узнать об окружающих предметах.

Ниже приводятся критерии развития крупной и мелкой моторики.

Развитие крупной моторики.

Чтобы оценить развитие крупной моторики, достаточно внимательно наблюдать за ребенком. Однако в некоторых случаях можно использовать дополнительные приспособления.

Основные нормативы развития:

13 месяцевходит сам
15 месяцевходит долго, приседает, накло-
няется, ползет вверх по лестни-
це, сам садится в кресло, может
встать с коленей
18 месяцев— сам поднимается и спускается
по лестнице,
— может тащить за собой иг-
рушки,
— может перешагивать через
палку, лежащую на полу
20-24 месяца— умеет ходить по поверхности
шириной 15-20 см на высоте от
пола 15-20 см,
— ходит по наклонным доскам
(шириной 30 см, высотой подъ-
ема 20-30 см),
— перешагивает через предметы
2 года— может поднять игрушку с пола,
— нагнувшись, перешагивает
через препятствие,
— чередуя шаг, попадает по мячу ногой,
— удерживает равновесие, пиная одной ногой мяч,
2,5 годаприставным шагом перешаги-
вает через несколько пре-
пятствий, лежащих на полу на
расстоянии 20 см друг от друга,
— удерживает равновесие при
прыжке со ступенек, приземля-
ясь на обе ноги,
— встает из положения лежа, как взрослый, с минимальным по-
качиванием и минимумом
движений
3 года— может несколько секунд про-
стоять на одной ноге,
— поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку,
— спускаясь по лестнице, ставит на ступеньку обе ноги;
— прыгает на двух ногах,
— может ездить на трехколесном велосипеде

Развитие мелкой моторики.

Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, круга, креста, квадрата, треугольника, учитывая его возможности. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как они были нарисованы).

Основные нормативы развития:

18 месяцевповторяет штрих
2 годапо показу повторяет вертикаль-
ные и горизонтальные линии
2,5 годаделает 2 или больше линий при рисунке креста
3 годакопирует круг, повторяет по
показу крест, рисует человека
(«головонога») без туловища


Что еще умеет ваш ребенок:

От 1 года до 2-х лет— опускает мелкие предметы в
коробку с отверстиями,
— рисует каракули,
— срисовывает круг и верти-
кальную линию,
— складывает бумагу, подражая
взрослому,
— зачерпывает ложкой еду, пьет из чашки,
— вставляет вкладыши геомет-
рических форм в соответству-
ющие отверстия способом проб и ошибок,
— может застегнуть и расстег-
нуть неразъемную молнию
От 2 до 2.5 лет— срисовывает круг и горизон-
тальную линию, при этом пра-
вильно держит карандаш,
— вставляет вкладыши геомет-
рических фигур в соответству-
ющие отверстия без подбора,
— имитирует действия взрослого в конструктивной деятельности,
— овладевает вращательным
захватом и может раскрутить и
закрутить крышку, пробку в
банке, бутылке
От 2-х до 3-х лет— нанизывает крупные бусы,
— складывает пополам бумагу
— делает одно движение ножницами,
— вырезает из бумаги простые
фигуры, делает из бумаги бах-
рому,
— раскатывает пластилин,
— разворачивает фантик,
— пьет из чашки, держа ее одной рукой,
— поворачивает дверную ручку,
— надевает свободную одежду
Из серии «Психология детства: Практикум»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *