Есть такой анекдот:
У маленького мальчика спрашивают:
– Ты кого больше слушаешь, маму или папу?
– Маму!
– Почему?
– Она больше разговаривает.
Смешно.
На самом деле так и есть.
Папы не утруждают себя читать нотации ребенку. А вот мамы… могут читать монолог на тему «Как надо себя вести», или «Почему так делать нельзя», или «Как надо делать» несколько часов.
Некоторые еще могут и на следующий день вспомнить о проступке ребенка и прочитать монолог еще раз.
Столько на это тратится сил!
Но ребенку абсолютно до лампочки. Он продолжает вести себя так, как вел.
И вы сокрушаетесь:
«Я ей говорю, говорю, что надо учиться. Куда ты, в дворники пойдешь? Все сейчас получают высшее образование, чтобы найти хорошую работу с высокой зарплатой. А без высшего образования куда ты устроишься? Сама потом жалеть будешь, что плохо училась».
«Я ему говорю, убирай игрушки на свои места. Сам ведь потом ничего найти не можешь. Потому что все в одной куче валяется. Дала же тебе коробки, в которые можно складывать мелкие игрушки. Очень удобно: захотел поиграть – быстро достал коробочку, а там все солдатики/машинки/кубики сложены».
Конечно, вы все правильно говорите. Я даже не спорю.
Но ведь это не работает: «Я говорю, говорю, а он опять…».
Почему ему до лампочки?
Ребенок понимает, что вы им недовольны. И от этого он испытывает стресс. Потому что для него важно нравится своим родителям, от этого зависит его безопасность и защита.
Поэтому, когда вы злитесь, мозг ребенка как бы отключается. Вы это замечаете по отсутствующему взгляду, как будто ребенок глубоко о чем-то думает. И вы еще больше злитесь: «Ты меня слушаешь или нет?»
Да не слушает он и ни о чем не думает.
Некоторые дети испытывают сильный страх.
Некоторые дети настолько привыкают к нотациям, что воспринимают маму как радио. А мама исступленно ведет очередную радиопередачу в надежде повлиять на поведение ребенка.
В какой-то книге я прочитала забавную историю.
Взрослый дядя начал читать ребенку нотацию и был очень польщен, что ребенок внимательно его слушал и смотрел прямо в рот.
Окончив свой монолог, он похвалил ребенка за то, что тот так внимательно слушал, и спросил, что ребенок понял.
Ребенок ответил: «Ничего! Я не слушал, а просто смотрел, как у вас челюсть смешно прыгает».
Чтобы не оказаться в таком же положении, заканчивайте вести радиопередачи и переходите к разговору с ребенком.
Вы можете возмутиться: «А я что делаю? Я как раз и разговариваю с ребенком!»
Нет, монолог и разговор – это разные вещи.
Монолог – это когда только вы говорите.
А разговор – это когда вы ребенка вовлекаете в беседу: задаете вопросы, интересуетесь его мнением, выслушиваете его реплики.
Но все же инициатива разговора должна быть у вас. Вы направляете беседу в нужное русло, в нужную тему.
Ирина Базан
А как вы разговариваете с ребенком?