Что скрывается за капризами, нытьем и упрямством?

Что на самом деле скрывается за теми или иными поступками ребенка, за его капризами, упрямством, слезами, нытьем?

На консультациях мамы мне часто говорят, что ребенок специально провоцирует, специально злит, специально выводит их из себя.

Но так ли это?

Я уже не раз писала, что действия ребенка не бездумные, они всегда осмысленные. Т.е. ребенок всегда знает, что он делает. Но в силу своей незрелости он не может объяснить, почему он поступил именно так, а не иначе. И специально злить и бесить он вас не хочет. Он вообще про вас не думает. Он думает только о себе!

Смысл каждого поступка связан с важными задачами, которые в данный момент решает ребенок.

Что это за жизненные задачи? Они меняются в зависимости от возраста ребенка.

Младенцы (от 0 до 10 месяцев)

Вы день за днем открываете что-то новое в своем ребенке. Меняется ваш семейный уклад, меняется ритм жизни. Вы учитесь жить с новым членом вашей семьи, а он — с вами.

Главная задача ребенка в этот период: изучать окружающую обстановку и людей, которых он видит каждый день.

Ранний возраст (от 10 до 36 мес.)

Вы видите делового ребенка, который активно исследует пространство, открывает шкафы, сметает с полок вещи, разливает воду и с удовольствием брязгается в ней, размазывает по столу кашу или творог и т.д.

Ребенок очень упрямый, он настаивает на своих желаниях, игнорирует запреты или сразу про них забывает. И теперь ребенка труднее успокоить.

Главная задача у ребенка в этот период – проживать мир, чувствовать его: «Нравится мне этот или нет?», «Интересно это или нет?», «Подходит мне это или не подходит?».

Потом прибавляется еще одна задача – выделить себя из этого мира. Это происходит, когда ребенок говорит на себя: «Я».

Младший дошкольник (от 3 до 5 лет)

Вы замечаете, что ребенок стал играть «по-настоящему». Ребенок что-то придумывает, фантазирует.

Вы также замечаете, как речь ребенка становится все богаче и богаче.
Ребенок становится комментатором всего, что видит вокруг, бесконечно задает вопрос «почему?».

Ребенок страстно желает присоединиться к миру взрослых, быть с вами на равных. Поэтому отстаивает свое мнение и требует, чтобы с ним считались.

Главная задача ребенка – научиться отстаивать свои интересы и права в отношениях со сверстниками, справляться с ревностью, обидами, завистью.

Старший дошкольник (от 5 до 7 лет)

Вам с ребенком уже интересно общаться, потому что можно разговаривать на разные темы. Игра у ребенка становится очень интересной, с сюжетом.

Для ребенка важным становится общение со сверстниками. У него появляется настоящие друзья.

Он уже может сдерживать свои эмоции и чувства.

Когда ребенок не может регулировать свое поведение или ему не понятно, как себя вести, он начинает кривляться.

Главная задача у ребенка – понять, как все устроено в мире, оценить увиденное и уловить смысл происходящего.

Таким образом, вы каждый день смотрите на ребенка, общаетесь и взаимодействуете с ним.

Что вы видите, когда смотрите на него?

Если вы говорите, что ребенок делает что-то вам назло, значит, вы оценили его действия, но не взяли во внимание, что в данный период для ребенка является самым важным.

И когда вы это понимаете, вы по-другому воспринимаете его упрямство, его капризы и истерики…

И система воспитания должна строиться с учетом главных задач ребенка в определенном возрасте.

Ирина Базан

А у вас получается понимать причины поведения ребенка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *