На своих консультациях я периодически сталкиваюсь с путаницей у родителей между свободой в воспитании и вседозволенностью.
Родители не понимают, как предоставляя ребенку свободу, выдвигать ему требования, правила и ставить запреты.
Давайте разберемся.
Важно построить воспитание так, чтобы ребенок умел проявлять настойчивость, мог настаивать на своем, чтобы у него была свобода выбора, даже если вам что-то не нравится.
Первая свобода ребенка – когда он начинает ползать по всей квартире и вставать на ножки. И тут же сталкивается с первыми «нельзя»: нельзя хватать нож, нельзя ловить за хвост кота и т.п.
Полноценное стремление к свободе и самостоятельности оформляется к 3-м годам. Затем борьба за самостоятельность дает о себе знать в 7 лет, когда ребенок идет в школу.
На первый план личная свобода выходит в подростковом возрасте.
В каждый из этих периодов вы задумываетесь, как же предоставлять ребенку желанную ему свободу?
Одни родители жестко контролируют ребенка и не дают свободу, другие, наоборот, предоставляют эту свободу в полной мере.
Но где золотая середина?
Золотая середина там, где вы даете ребенку свободу постепенно, обдуманно, учитывая возраст ребенка.
Итак, в чем именно должна состоять свобода:
1. Свободное время
У ребенка обязательно должно быть свободное время, когда он может делать все, что хочет или вообще ничего не делать. В это время ребенок может побыть наедине с собой.
2. Свободная зона ребенка
Это не только комната ребенка или его уголок в комнате. Это также его вещи, сумки, гаджеты.
Комнату ребенок вправе украшать, как он хочет. Это его место. А его вещи без спроса брать нельзя. Вы купили эти вещи ему, значит они его личные. И нужно спрашивать разрешения их взять.
Многие родители считают, что можно выворачивать карманы ребенка, перетряхивать рюкзак, лазать в телефон и компьютер.
Да, тревога и страх за ребенка есть всегда, они никуда не пропадают. Но это не дает право нарушать границы ребенка. Этим вы только разрушаете его доверие к вам.
Если вас что-то беспокоит, поделитесь с ребенком: «Меня беспокоит, что…»
3. Свобода выбора
Часто бывает так, что ребенок не хочет ходить на какие-то занятия, а родители его туда пихают. Причины тут разные, перечислять сейчас не буду. Но сами подумайте, если у ребенка нет желания заниматься, то будет ли результат?
Занятия должны ребенку нравиться. Я не говорю о школьных занятиях, которые обязательны при любом случае. Я говорю о дополнительных занятиях, кружках.
Ребенок вправе сам выбирать, куда ему ходить.
Уже в 2,5-3 года можно предлагать ребенку выбор еды на обед/ужин, выбрать игрушку в магазине, выбрать одежду на прогулку, выбрать книжку для чтения.
В 7 лет выбор расширяется: ребенок может выбрать в магазине понравившуюся одежду, как он будет распоряжаться своими карманными деньгами – копить на что-то или тратить и др.
Наша ответственность как родителей состоит в том, чтобы не задавить естественное стремление ребенка к свободе, а научить ею пользоваться.
Ирина Базан
А вы находите эту золотую середину в предоставлении свободы ребенку или вы стремитесь к жесткому контролю?