Мы хотим, чтобы маленькие дети не плакали. Но как им тогда делать разрядку своей нервной системы, сбрасывать напряжение? Ведь даже взрослый человек за день испытывает много разных чувств и эмоций.
Мы хотим, чтобы дети хорошо учились в школе по всем предметам. И часто требуем от них это. Но знаем, что у каждого человека свои склонности, таланты и способности. И невозможно преуспеть во всем.
Мы хотим, чтобы дети не кричали, не шумели, не прыгали, не бегали. Но понимаем, что для них очень важно движение.
Мы хотим, чтобы дети на прогулке гуляли спокойно и не пачкались. Но понимаем, что это невозможно. Дети познают мир, и они будут везде лазить, пачкаться, ковыряться в лужах. Наоборот, желание ребенка спокойно сидеть на лавочке каждый день должно настораживать.
Мы требуем, чтобы дети внимательно слушали учителя все 5-7 уроков. Но знаем, что это противоестественно. У нас самих не хватает внимания что-то слушать больше 1-1,5 часов.
Мы хотим, чтобы дети все делали быстро и ловко. Но знаем, что есть другие типы темперамента, и таких детей переделать невозможно.
Мы хотим, чтобы дети выросли самостоятельными, но сами пресекаем их желание делать что-то самим. Потому что сделают не то, не так, будут делать медленно, после их делания придется все переделывать… И мы сами выбираем более простой путь – лучше сделать все самим, это займет меньше времени.
Мы требуем от детей беспрекословного послушания. Но знаем, что это невозможно, что дети будут постоянно проверять границы дозволенного, проверять нас на прочность. С этим надо смириться.
Мы хотим, чтобы дети много читали, много чем интересовались. Но сами на себя не хотим посмотреть – много ли мы сами сидим с книгой в руках и интересуемся чем-то.
Мы хотим, чтобы наш ребенок стал врачом, адвокатом, ученым, доктором наук и т.п. А он по своей природе совершенно другой. Но мы настоятельно хотим переделать его, переломать, подтянуть за уши к своим стремлениям и идеалам, к своим несбывшимся мечтам. И в глубине души мы знаем, что жизнь все равно потом расставит все по своим местам.
Помните, что дети верят нам, и стараются выполнять наши требования. Поэтому требования должны быть реалистичными.
Ирина Базан
Может я что-то пропустила… Предлагайте свои пункты в комментариях.